ИНГО «Кризисный центр для женщин» работающий в Санкт-Петербурге c 1992 года, оказывая помощь женщинам, пострадавшим от насилия, впервые презентовал результаты второго этапа исследования «О моей подруге-2», посвященного вебкам-индустрии, проведенного в 2020-2021 годах.
→ 109 респонденток
→ Возрастная группа – 18+, с опытом работы в веб-студиях, приобретенным не ранее 2018 года.
→ Средний возраст респонденток – 23 года.
→ Респондентки из более чем 22 населенных пунктов (Россия и постсоветские страны), но в основном из Санкт-Петербурга (59).
→ Почти половина респонденток провели в веб-камминге более одного года, ⅓ — от 2 месяцев до одного года.
В карточках и текстах ниже приводятся реальные цитаты респонденток, деконструирующие наиболее тиражируемые мифы, и показывая, как вебкам становится для подавляющего большинства вовлеченных в него девушек не «просто работой», а кабалой и парадной дверью невольного вовлечения в более жесткие сегменты индустрии сексуализированной эксплуатации (эскорт, проституция, незащищенное и бесправное положение в порноиндустрии и пр.)
Миф 1: «Легкие деньги»
Что происходит на самом деле: Огромная доля чистого дохода уходит на платежи посредникам: обычно стриминговый сервис забирает 50-70% от заработанной суммы. С того, что осталось, студия берет 40-60% комиссионных — и это как правило сумма с фиксированным минимумом, который надо регулярно отдавать владельцам студии под угрозой санкций. У моделей в среднем остается не более 20% от первоначально заработанной суммы.
Чтобы зарабатывать больше и избежать выхода не только в ноль, но и в минус, модели вынуждены идти на переработки, нарушать свои табу по требованиям покупателей, переходить в хардкорный сегмент (более оплачиваемый).
Самые частые ответы респонденток на вопрос о том, на что они тратят свой заработок:
- оплата жилья (арендуемого);
- содержание детей и неработающих родственников;
- поддержание «товарного» внешнего вида, который требуется владельцами студий и клиентами;
- обновление арсенала «секс-игрушек» (часто это “добровольно-принудительная” закупка за свой счет или просто удержание владельцем средств из зарплат моделей);
- поддержание моральных сил для дальнейшего пребывания в отрасли. Из-за стигматизации и страха деанонимизации модели крайне редко обращаются к психологам и другим помогающим специалистам, и чаще вынуждены справляться со стрессом с помощью психоактивных веществ. Обращение к таким токсичным способам поддержания работоспособности гарантирует огромные затраты на восстановление или (по крайней мере) поддержание здоровья в будущем, как в случае ухода из отрасли, так и в случае продолжения.
То есть, существенная доля дохода модели идет на так называемые накладные расходы по поддержанию себя в отрасли (которые с каждым месяцем становятся все больше). А способы повысить заработок настолько стрессогенные сами по себе, что автоматически ведут к росту таких расходов, и модели зачастую тратят больше, чем зарабатывают. Таким образом, у зарабатываемых в индустрии средств нет инвестиционного потенциала, так как они в полной мере идут на поддержку выхода и устранение последствий пребывания в отрасли.
Миф 2: «Любовь, отношения, взаимность, добровольность…»
Рекрутеры говорят:
- «В сфере ты легко устроишь личную жизнь, найдешь состоятельного мужа, раскрепостишься»….
- «А любому, кто не понравится, всегда можно просто отказать, или забанить его»
Что происходит на самом деле: По словам респонденток, подавляющее большинство покупателей («мемберов») — не вызывают симпатии и желания познакомиться поближе:
- С самого начала практически всем новым моделям предлагают раздеваться на камеру, хотя в объявлениях о найме обычно говорится, что можно только флиртовать, без обнаженной натуры. Но девушки часто соглашаются на это из-за денег – ведь в категории «нон-нюдс» спрос и доход гораздо ниже.
- «Когда ты 6 часов подряд *** [мастурбируешь], очень сложно делать это.» Модели говорят, что повсеместная практика — имитировать возбуждение (что делает манипуляции со своим телом труднее и больнее, физически и психологически) и/или стимулировать себя различными веществами (что ведет к химическим зависимостям). Согласно студийным правилам, модель находится в такой ситуации минимум 15-18 часов в неделю, и это уже серьезное насилие над собственным телом. Но за это время почти никогда не удается заработать не только достаточно для себя, но даже на «комиссионную долю» для студии, поэтому с учетом вынужденных переработок для среднестатистической модели этот срок увеличивается до 40-50 часов в неделю.
- Как рассказывают респондентки, типичный мембер относится к модели как к вещи и требует все более жестких практик («все они на одно лицо: попользовался и ушел», «чтобы заработать минималку, надо брать больше приватов, а в приватах обычно хотят пожестче»).
- Согласие в вебкаминге построено по принципу «не выполнишь — не получишь денег». Поскольку в эту сферу женщин толкает как правило финансовая нужда, речь не идет о свободном согласии. Более 1/3 опрошенных моделей не считают, что могут спокойно и просто отказать своему «постоянному клиенту», а каждая пятая не чувствует, что вольна сказать нет даже новому покупателю.
То есть, модель не может себе позволить опираться на свои вкусы, настроение и самочувствие, чтобы решать, с кем, как часто и что именно она будет практиковать: «или выбирать, или зарабатывать». Это ведет к отчуждению от собственного тела, к сексуальным трудностям с постоянными партнерами и является дополнительным фактором риска выгорания и психологических травм. И это совсем не похоже на взаимно интересное и добровольное общение на сайтах знакомств или в секс-позитивных сообществах.
Миф 3: «Безопасность, анонимность, защищенность»
Рекрутёры говорят:
- «Ты ничем не рискуешь»
- «Можешь бросить в любой момент»
- «Это не проституция и не насилие — в интернете все удалённо, а значит безопасно»
Что происходит на самом деле: Цель студии — заработать и удержать покупателя, поэтому администраторы нередко сами ставят моделей на грань нарушения правил. Контактировать с мемберами вне студии нельзя, но вместе с тем приходится делать всё, чтобы приватные сессии, которые оплачиваются намного выше, были чаще и дольше — в том числе, поддерживать общение с теми, кто настаивает на таких контактах и встречах. То есть, по сути поощрять потенциальных сталкеров и рекрутеров.
Так, 39% респонденток в бытность моделями звали в проституцию, тоже 39% — в порнографию, и 34% — в эскорт. И каждая 7я опрошенная такие предложения принимала. В глобальной системе сексуализированной эксплуатации именно вебкам-индустрия на сегодняшний день исполняет функцию бала дебютанток. Несмотря на формальный запрет и свои страхи, когда такие уговоры происходят постоянно, у многих перевешивает нужда в деньгах:
— «Ты слушаешь их, киваешь, разговариваешь с ними, как это могло бы быть, потом говоришь, что очень много дел, учеба, работа, никак не могу приехать. Тянешь время, делая вид, что ты заинтересована. Прямо инструкция, что типа да, ты можешь с ними об этом говорить. Но даже не думай о чем-то договариваться. Но про то, что это опасно, скорее не говорилось. Просто запрещалось само по себе».
— «Очень много моделей левачили просто… Списывались лично, и эти чуваки им пересылали деньги, тоже в обмен на какие-то услуги. Некоторые даже с ними встречались. Для меня было бы дико с ними видеться… меня стремала вообще перспектива с ними еще и лично переписываться».
— «Они очень часто заговаривают о том, что а вот приезжай ко мне в Германию, Швейцарию или куда-то там, я тебе устрою выходные, куплю тебе билеты, будет все с меня, короче. Вот честно говоря, не знаю таких историй, чтобы это было не *** [вранье]… Может быть, если бы я поехала туда, то со своим молодым человеком… только чтобы был в курсе, где я. И была какая-то условная безопасность. Но очень сомнительно. Нет, спасибо, мне насилия хватило, я в курсе, как это работает».
Также, вынужденная необходимость поддерживать интерес мемберов, «подавая надежды на большее», усугубляет ключевые угрозы для моделей — неизбежный слив стримов и почти неизбежное преследование.
Миф 4: Легкая карьера, Гламур, Дольче Вита «инстамоделей»…
Что происходит на самом деле: Респондентки свидетельствуют, что условия продвижения и высокого заработка на деле далеко не такие, как им обещали вначале.
Сравним с «классической» торговлей людьми: сначала туманная вакансия с обещанием легкого заработка, нередко за границей либо с ориентиром на клиентов из-за рубежа, потом фиктивный договор найма или только неформальное соглашение, затем чрезмерная щедрость к новичку на старте («помощь» с жильем, одеждой, раскруткой и т. п.).
Как правило, скоро выясняется, что процент работодателей или посредников будет крайне высоким, а за невыработку регулярного денежного минимума в короткие сроки (необходимой работодателю доли) следуют санкции, и это приводит к поиску все более быстрых, а значит и более рискованных способов заработка внутри индустрии, от сверхурочного изматывающего труда до перехода из «серой» зоны рынка в «черную». Должностные инструкции отсутствуют, главное удовлетворить заказчика, что создает масштабное поле для злоупотреблений со стороны как нанимателя, так и покупателя.
Очень похожую картину описывают участницы опроса и интервью. Студии обычно не подписывают с моделями юридически значимых договоров. Одна из участниц интервью предоставила нам свой «контракт» со студией — нигде в документе не расписано, что за «услуги» оказывает модель. Раздел «Условия оплаты труда» предупреждает, что с четвёртой недели вводится план и штрафы: если за неделю не получить 250$, то процент нанимателя вырастет с 40 до 50. Но после промо-периода модель проседает вниз из топа, где ее часто выбирали из-за новизны, — сразу и падает спрос, и ужесточаются условия.
Доход можно повысить чем-то «высокооплачиваемым» (жестким или опасным) либо переработками. Минимум — это 5-6 часов 3 дня в неделю, однако опрошенным моделям обычно приходилось выходить по 8-12 часов 5 дней в неделю.
И профили на сайтах, и модельные аккаунты в соцсетях на деле принадлежат студии, а не самим девушкам. Фотосессии бесплатные, но под угрозой штрафов нельзя их пропускать, как и использовать эти фото вне студии. Если уйти, все доступы заблокируют, а контент останется владельцам. Часто студия «забывает» удалить закрытый аккаунт и либо игнорирует такие просьбы девушки, либо шантажирует сливом данных.
Миф 5: «Студия — как семья, дружеская атмосфера…»
Рекрутеры говорят:
- «В студии все друзья, все понимают и поддерживают друг друга»
- «Вебкам – это такая философия для своих»
- «Приходи сама и приводи подругу!»
Что происходит на самом деле: Каждая третья веб-модель приходит в индустрию с подачи своих друзей или партнеров. В этом сходятся участницы обоих опросов (2019 — 36,6%, 2021 — 34%). Из интервью мы узнали, что подобные советы со стороны знакомых не всегда бескорыстны: сотрудники могут получать денежные бонусы за привлечение в студию новичков. Ряд респонденток рассказали, что пригласившие их друзья/партнеры были владельцами или администраторами студий (прямыми выгодополучателями), и также часть опрошенных сами приводили своих партнеров (парные стриминги оплачивались выше). Участницы интервью отмечают:
— «Со временем я начинаю считать, что сама индустрия все-таки негатив. Сами девушки понятно почему идут работать, но это такое себе… Особенно когда я пообщалась вживую с другими девушками, услышала истории про другие студии. Я когда общалась, понимала, что мой личный опыт — это в какой-то степени везение, потому что истории были действительно страшные».
— «Сейчас хожу на группы анонимных наркоманов, и были девушки, с которыми я общалась, моложе меня, которые в вебкаме, и тоже такая же история абсолютно. И они ко мне обращались, чтобы я их поддерживала, чтобы они бросили наркотики. И я помню, что тогда я говорила, что с вебкамом не получится перестать употреблять. Считаю — у меня так было — что одновременно невозможно бросить наркотики и продолжать заниматься вебкамом».
— «Тот опыт, он подвытащил из депры — когда тебя постоянно хвалят, когда ты зарабатываешь деньги… А с другой стороны, когда я заканчивала, я чувствовала себя подызнасилованной, потому что границы очень плавали и иногда я соглашалась (а может быть, даже часто) на то, чего я делать не очень-то хотела».
— «Сейчас, основываясь на своем опыте, на знаниях о каких-то своих подругах, потому что у меня очень много подруг как в вебкаме, так и в обычной проституции и стриптизе, я могу сказать, что я очень сильно сомневаюсь, что туда приходят в принципе здоровые ментально люди. Для этого нужно иметь определенное состояние, чтобы туда пойти».
После выхода из индустрии или когда нет выгоды от привлечения, модели говорят, что это совсем не та среда, которая пошла бы на пользу их близким.