«Неинтим» продолжает писать о популярных сериалах, которые рассказывают о теме проституции. Если в прошлый раз мы вспоминали о сенсации 2019 года — «Эйфории», то в этот раз расскажем о российском телесобытии года 2020-го — сериале «Чики»
Рекорды и проблемы
«В этом кино проституция не романтизируется и не эротизируется, но оставляет тошнотворное, отталкивающее впечатление; и в то же время фильм очеловечивает образы тех, кто оказался вовлечён в грязный бизнес», — так в одном предложении журналистка издания «Огонёк» Мария Лащева излагает, пожалуй, всю суть сериала «Чики». Но обо всём по порядку.
Сериал рассказывает о проституированных девушках Свете, Люде и Марине, которые стоят в поисках «клиентов» на одной из трасс небольшого южного российского города. Из Москвы к ним возвращается их подруга Жанна, которая предлагает им открыть собственный бизнес и начать новую жизнь. Девушки загораются этой идеей (речь идёт о фитнесс-зале), но так ли легко найти деньги и вообще завязать с прошлым?
Этот сериал режиссёра Эдуарда Оганесяна не показывали по телевидению — он выходил на онлайн-платформе more.tv. Тем не менее, продукт показал рекордные рейтинги и просмотры. Так, за три недели первые четыре серии сериала собрали 3,5 миллиона просмотров.
Ещё до выхода «Чик» стало известно о крупных проблемах, с которыми столкнулась его съёмочная группа. В городе Прохладный (Кабардино-Балкария) её обстрелял из ружья местный житель, который был пьян. Он выстрелил 15 раз с третьего этажа многоэтажки и повредил один из съёмочных автомобилей. Перед этим мужчина выкрикивал оскорбления, а также скинул на актёров арбуз. К счастью, никто не пострадал, а злоумышленника задержала полиция.
Правда жизни и стереотипы
Если сначала «Чики» могут напоминать большинство российских авторских фильмов о реалиях российской жизни, то позже становится понятно, что ничего похожего со времён «Интердевочки» в нашей стране не снималось. «Едва ли не впервые за последние лет 30 на российском телевидении проститутки не «тоже люди», а просто — люди», — писали о сериале в прессе.
«Невозможно наверняка угадать, какая мотивация была у создателей сериала, — делится мнением психологиня «Кризисного центра для Женщин» Анастасия Маскаева. — Но судя по тому, что в сериале фигурирует телефон Кризисного центра, можно сделать вывод, что им действительно хотелось затронуть ту тему, на которую обычно не говорят. Мне кажется важнее не то, что руководило создателями, а то, что сейчас мы можем говорить о проблеме проституции на примере сериала. И можем на примере негативной и даже агрессивной реакции некоторых людей на процесс съемок и выпуска сериала посмотреть на то, сколько напряжения вызывает тема, и что не все готовы говорить об этом».
По словам Маскаевой, неготовность и трудность говорить могут быть связаны со стереотипами о насилии и гендерными установками. «Какие-то из них даже можно наблюдать в сериале. Например, счастье героинь к концу сериала оказывается неотъемлемо связано с мужчинами, которые начинают проявлять защиту в тот момент, когда появляется романтический интерес к героиням. Те же мужчины оставались в роли наблюдателей раньше, что особенно ярко в случае с полицейским, чьи обязанности и раньше заключалась в помощи и защите от насилия. У нас в культуре сильно еще представление, что спасение женщины возможно только через отношения с мужчиной. При таком взгляде женщина становится предметом, чья судьба зависит от другого человека. Казалось бы, доброе дело делают, не причиняют же вреда. Но система отношений остается прежней, что и с сутенером: есть кто-то, более сильный и большой, от кого зависит жизнь», — добавляет психологиня.
Также существует стереотип, как будто бы человек может так просто взять и выйти из ситуации насилия. «В сериале показано, что при попытке уйти, героини сталкиваются с угрозами, физическим насилием, вторжением в жилище. Так происходит в любой ситуации насилия. Когда пострадавшая уходит из-под контроля, то агрессия усиливается. В этот момент крайне важна поддержка окружающих, и эмоциональная, и в обеспечении безопасности. В сериале показана трудность получения помощи, героини сталкиваются с травлей: над их планами смеются, иногда напрямую препятствуют, иногда показывают отвращение и унижают. Из реальных проблем проституированных женщин ещё хорошо показана финансовая нужда – речь идёт не о больших деньгах, а о выживании», — отмечает Анастасия Маскаева.
Горбачёва и компания
Ещё одна из составляющих успеха «Чик» — состав актрис, которые исполняли главные роли. Большая звезда среди них одна – Ирина Горбачёва («Аритмия», «Я худею»), но и другие актрисы также очень сильны и интересны. Так, 28-летнюю Варвару Шмыкову уже называют новым символом российского бодипозитива. Являясь обладательницей нестандартных (для модельного бизнеса) форм, она нередко постит в своём инстаграме полуобнаженные фотографии, призывая к тому, чтобы её подписчицы и подписчики полюбили своё тело.
Сами героини сериала показывают разные типажи и судьбы. «Очень важно помнить и понимать, что есть разные женщины и разные истории, — делится мнением Анастасия Маскаева. Даже если мы смотрим на правдоподобный образ героини, то это не значит, что он исчерпывающий и единственный. Создание одного-единственного образа проституированной женщины рождает стигму и может мешать обратиться за помощью другим женщинам, кто в этот образ не вписыватся, В сериале хватает эмоционального накала, моментов цепляющих многих.
Расскажу про один. Тронул момент, когда сын Жанны (главной героини) читает сочинение о ней. Такое теплое, человечное, живое высказывание о любимой маме. И это создает огромный контраст с тем, что происходит вокруг, с какими проблемами, с каким насилием сталкивается в этот момент Жанна. В этом как раз проблема проституции. Тело объективируется, женщина становится предметом, который можно использовать, можно грубо обращаться, как будто бы отнимаются чувства и человечность».
Как мы уже писали ранее, есть несколько подходов к самой теме проституции (о шведской/аболиционистской мы рассказываем здесь). Разделяют ли какую-либо из них создатели «Чик»? Есть ли такое ощущение от просмотра сериала?
«Я смотрела сериал через линзу аболиционистской модели на проституцию. Громкой, очевидной морали “в лоб” создатели сериала не делают. Мы видим как и проблемы, так и рассуждения о том, что нет черного и белого, все серое. И все-таки мы ни разу не видим желания и удовольствия у героинь. Мы видим, как они сопротивляются и преодолевают трудности. А возвращение в проституцию случается в момент отчаяния и кульминации проблем. И это не про выбор. Это про то, как трудно выйти без поддержки. Это про нужду и выживани». – добавляет психологиня.