В субботу на очную интервизию собиралась уже наша стажерская группа. И как на подбор, мы разбирали очень сложные кейсы: о суррогатном материнстве и о подружеской первой помощи пережившей тяжелое насилие.
Тема суррогатного материнства кажется экзотикой, и в нашей практике такие обращения тоже редкость. Но те кейсы, с которыми сталкивались мы, имеют нечто общее с кризисными запросами, которые касаются вебкама. Когда женщина выходит из насильственного окружения и если у нее нет поддержки, перед ней встает задача выжить на собственном заработке (оплачивать жилье, обеспечить необходимым себя и детей либо престарелых родителей, продолжить учебу в вузе, выплату кредита и т. д.). И в поле ее внимания попадают такие способы быстрого получения дохода, которые связаны с высоким риском эксплуатации, отчуждения от собственного тела и тяжелых психологических последствий. Мы поговорили о том, как важно помогать не осуждая, при этом помня о дополнительных угрозах для состояния женщины, вынужденной зарабатывать таким образом.
А затем мы обсуждали, как много теперь звонков и писем от женщин, помогающих своим пострадавшим подругам и знакомым. Но большинство таких запросов полны не только тревоги, но и вины: «я помогаю плохо/недостаточно». Ведь многие пострадавшие находятся в таком эмоциональном истощении после произошедшего, что не готовы сразу идти к психологу, подавать в суд, искать работу/квартиру. Подруги не видят быстрого эффекта от своих слов и дел, и винят в этом себя. Родные и близкие переживших насилие — наши полноправные клиентки и клиенты, которым тоже нужно бороться со стрессом и выгоранием. Такая поддержка непрофессиональная, но эти «маленькие и незначительные вещи» дают пострадавшей удержаться на плаву и восстанавливаться в своем темпе.
На фото: координаторка программы стажировки Хана Корчемная, юристка Диана Рамазанова и стажерки Марина Киселева, Софья Калягина и Татьяна Куницына.