Ценностная преамбула «ИНГО. Кризисный центр для женщин», содержащая расшифровку концептов и терминов, не связанных непосредственно с практикой психолога и юриста, но необходимых для работы по оказанию помощи людям в ситуации насилия.
Скачать меморандум (PDF, 152 кб)
МНОЖ и его формы
Мужское насилие в отношении женщин (МНОЖ), в основе которого лежат гендерное неравенство и дисбаланс властных отношений между женщинами и мужчинами, является нарушением прав человека и одной из форм дискриминации в отношении женщин. Феномен МНОЖ включает в себя все акты гендерно обусловленного насилия, а также угрозы такого насилия, принуждение и лишение свободы, совершаемые как в публичной сфере, так и в частной жизни. Акты МНОЖ имеют различные проявления и формы. Среди форм МНОЖ можно выделить насилие физическое, психологическое, сексуализированное и экономическое. МНОЖ приводит либо может с высокой степенью вероятности привести к физическому и/или психологическому травмированию женщины, к ее смерти, к психологическим расстройствам, нарушениям развития, ограничению социальной самореализации, к зависимости и депривации.
Мужское и женское поведение в значительной степени формируется на основе социальных норм и гендерных стереотипов. Мужчины также подвергаются насилию, однако они в основном страдают от межличностного насилия со стороны других мужчин. Женщины, напротив, больше всего страдают от насилия со стороны мужчин, с которыми состоят в близких отношениях (так называемое «домашнее насилие» или «насилие со стороны интимного партнера»). МНОЖ в близких отношениях носит системный характер, поскольку связано с гендерной и властной иерархией в обществе в целом и, как следствие, — в отношениях в семье/между партнерами.
МНОЖ совершают и/или ему потворствуют отдельные лица, государства/правительства, религиозные группы, ультраконсервативные группы (как формальные, так и неформальные), а также коммерческие структуры и организованные преступные группы. К наиболее распространенным видам МНОЖ относятся следующие:
→ насилие в семье/со стороны интимного партнера (которое часто сочетает в себе различные формы МНОЖ, а именно физическое, психологическое, сексуализированное и экономическое);
→ сексуализированное насилие, включая домогательства, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, сексуализированную эксплуатацию (проституцию, порнографию, торговлю людьми, вебкаминг, стриптиз и т.д.), изнасилование на войне и сексуализированное рабство во время войн/военных конфликтов; → суррогатное материнство как форма коммерческой эксплуатации женского тела; → сталкинг;
→ кибер-насилие, включая киберсталкинг, угрозы насилия по интернету, груминг и т. д.;
→ нарушение репродуктивных прав, включая репродуктивное принуждение, акушерское насилие, пренатальный выбор пола ребенка, принудительную стерилизацию и принудительный аборт;
→ женский инфантицид;
→ вредные обычаи или традиционные практики, такие как убийства чести, насилие в связи с приданым, калечащие операции на женских половых органах, похищения невесты и принудительный брак;
→ насилие со стороны полиции и лиц, обладающих властью;
→ побивание камнями и бичевание;
→ фемицид (мужское насилие со смертельным исходом в отношении женщин).
Анализ гендерно-властных отношений
Анализ гендерно-властных отношений — инструмент выявления и документирования различий и неравенства в таких вопросах, как власть, роли, ресурсы, нормы, потребно-
сти и интересы, между женщинами, мужчинами, девочками и мальчиками в обществе, сообществе или социальной группе. Анализ гендерно-властных отношений помогает понять властные отношения между женщинами и мужчинами и увидеть структурный дисбаланс в распределении власти и привилегий, позволяющий поддерживать гендерную дискриминацию, подчинение и социальное отторжение.
Применение анализа гендерно-властных отношений на практике включает в себя следующее:
→ Анализ гендерно-властных отношений должен служить основой планирования, осуществления, а также мониторинга и оценки всей работы по обеспечению гендерного равенства и предотвращению МНОЖ.
→ Принципы внутренней коммуникации следует разрабатывать с учетом существующего неравенства во властных полномочиях, ролях и ресурсах между женщинами и мужчинами в группе/организации, и целью должно быть преодоление и устранение такого неравенства.
→ Стратегии внешней коммуникации и адвокационной работы должны учитывать гендерный аспект, т.е. не быть гендерно-нейтральными, хотя и с необходимыми корректировками в зависимости от текущего социально-политического контекста. Корректировки с учетом конкретного контекста следует делать на основе информированных решений, а не по умолчанию.
→ Не следует считать само собой разумеющимся, что люди осведомлены о гендерно-властных отношениях, поэтому нужно регулярно проводить тренинги/семинары по гендерной проблематике как внутри организаций (для сотрудников/стажеров/волонтеров), так и за их пределами (прежде всего для организаций-партнеров).
Гендерное равенство
Гендерное равенство означает, что все люди, независимо от их пола и гендера, обладают равной ценностью и имеют право на равное обращение. Состояние гендерного равенства предполагает, что различные поступки, стремления и потребности людей должны оцениваться одинаково, независимо от пола и гендера.
Гендерное равенство означает также, что люди имеют равные права и равные возможности их реализации. В обществе гендерного равенства все люди, независимо от пола и гендера, обладают одинаковой властью с точки зрения влияния на собственную жизнь и на окружающее общество. В частности, люди должны иметь равный доступ к ресурсам и возможностям в частной и публичной сферах, включая участие в принятии экономических и политических решений, образование и здравоохранение, а также равные обязанности в отношении самих себя, друг друга и государства.
В обществе гендерного равенства учитываются ролевые и биологические различия, способные отрицательно повлиять на равенство в пользовании правами и исполнении обязанностей; для этого особое внимание обращают на то, чтобы интересам, потребностям и приоритетам людей придавался равный вес.
Концепцию гендерного равенства следует воспринимать как макросоциальную,
т.е. применимую на уровне как группы/сообщества, так и общества в целом. Другими словами, недостаточно построить гендерное равенство в отдельно взятой квартире — его принципы и ценности необходимо распространять и поддерживать в более широком масштабе и с участием более широкого круга акторов.
Достижение гендерного равенства и следование его принципам на практике означает следующее:
→ Принципы гендерного равенства должны служить основой организационной структуры и деятельности организаций гражданского общества (ОГО). В случаях, когда это применимо, принципы гендерного равенства должны быть отражены в уставе и других основополагающих документах организации.
→ Важно обеспечить, чтобы все планируемые и проводимые мероприятия — имеющие целью реагирование на проблему МНОЖ или ее предупреждение, ориентированные на женщин или мужчин, на лиц, совершающих насилие или подвергшихся насилию — в конечном итоге способствовали обеспечению гендерного равенства, расширению возможностей и защите прав женщин и девочек.
→ Гендерное равенство в небольших группах (организациях, учебных классах, рабочих группах и т. д.) не будет стабильным, если его принципы не разделяют и не поддерживают руководители/лидеры таких организаций и групп. Таким образом, несмотря на то, что внести свой вклад в продвижение и практическое воплощение ценностей гендерного равенства может каждый человек, принципы гендерного равенства должны быть приняты, сформулированы и соблюдаться на организационном уровне (т. е. директором офиса, руководством профессионального объединения, лидером рабочей группы и т.д.).
→ Принципы гендерного равенства должны широко распространяться как внутри организации или рабочей группы, так и за их пределами в рамках адвокационной работы, просветительских кампаний и партнерств с другими акторами. Внешняя коммуникация, разумеется, должна быть соответствующим образом адаптирована к существующим социально-политическим условиям. Корректировки с учетом конкретного контекста следует делать на основе информированных решений, а не по умолчанию.
Связь между гендерным равенством и МНОЖ
МНОЖ — явление, коренящееся в самой природе гендерного неравенства и интегрированное во многие существующие социальные структуры, и потому весьма устойчивое. Это одно из самых очевидных нарушений прав человека и серьезная проблема в сфере охраны здоровья. Причиной МНОЖ является гендерное неравенство, в том числе неравные властные отношения между женщинами и мужчинами, жесткие гендерные роли, нормы и иерархии, а также приписываемый женщинам более низкий статус в обществе. Отсутствие гендерного равенства, иными словами, служит предпосылкой для нормализации и оправдания МНОЖ. В то же время МНОЖ — самый эффективный способ сохранить и усилить притеснение женщин в обществе.
Чем более гендерно-равноправным является общество, тем ниже в этом обществе уровень МНОЖ. Именно поэтому продвижение и достижение гендерного равенства — ключевой элемент движения против МНОЖ. Достижение гендерного равенства означает искоренение всех форм дискриминации и насилия в отношении женщин и устранение барьеров, мешающих женщинам быть полностью равными с мужчинами в реализации своих прав. Поэтому чем больше мер принимается для предотвращения и пресечения МНОЖ, тем выше уровень гендерного равенства в обществе.
На практике привлечение внимания к взаимосвязи между проблемой гендерного равенства и МНОЖ подразумевает следующее:
→ Организации, занимающиеся проблемой МНОЖ, должны убедится, что их работа основана на понимании взаимосвязи между гендерным равенством и МНОЖ, а это значит, что лидеры/руководство, персонал и стажеры/волонтеры организаций должны знать о такой взаимосвязи и применять это знание в своей работе с целевыми группами.
→ Взаимосвязь между МНОЖ и гендерным равенством должна быть обозначена в формулировках миссии и целей организации в целом и отражена в целях ее отдельных проектов, программ и мероприятий.
→ Язык, используемый в деятельности по борьбе с МНОЖ и его различными формами, должен отражать понимание истоков МНОЖ в гендерном неравенстве и роль МНОЖ в сохранении и укреплении структур угнетения женщин и девочек. Это критически важно для всех аспектов противодействия МНОЖ, включая программы первичной и вторичной профилактики насилия для мужчин и мальчиков, программы расширения прав и возможностей для женщин и девочек, кампании по повышению осведомленности и адвокационную работу. Внешняя коммуникация, разумеется, должна быть соответствующим образом адаптирована к существующим социально-политическим условиям. Корректировки с учетом конкретного контекста следует делать на основе информированных решений, а не по умолчанию.
МНОЖ как структурная проблема
МНОЖ — прямое следствие существования гендерно-поляризованного общества, которое поощряет и поддерживает более привилегированных мужчин как «умных» и «сильных» и, соответственно, навешивает на женщин, находящихся в более угнетенном положении, ярлык «слабых» и «глупых» от природы. Такое общество не только проявляет терпимость к МНОЖ, но и во многих случаях поощряет и узаконивает его. Таким образом, МНОЖ является результатом такой структуры общества, в которой мужчины доминируют и командуют, а женщины должны следовать их указаниям и подчиняться.
Структурный уровень насилия представляет собой общественный порядок, наносящий вред и подвергающий людей опасности, который при этом встроен в политическую и экономическую организацию социума. Тем самым он порождает и поддерживает неравенство как внутри различных социальных групп, так и между ними. Общество гендерного неравенства конструирует образы «правильных угнетенных» женщин, которые принимают существующую структуру гендерного и властного дисбаланса («мудрая женщина», «послушная девочка»), и женщин, «заслуживающих наказания», которые — даже немного — нарушают гендерный договор. В обществе гендерного неравенства попытки бросить вызов существующим структурам нередко рассматриваются как девиантное поведение или даже преступление.
Для борьбы с МНОЖ как структурной проблемой необходимо признать следующее:
→ Хотя организации, оказывающие помощь и поддержку женщинам, которые подвергаются насилию со стороны мужчин, и организации, реализующие программы для преодоления насильственного поведения, работают с отдельными случаями насилия, следует помнить, что МНОЖ — не единичные случаи, а системная проблема. Существуют масштабные структурные системы, которые влияют на феномен межличностного насилия в обход экономических, правовых и политических факторов и процессов.
→ Структурное насилие выражается в дискриминации женщин, в неравном доступе к товарам и услугам, в эксплуатации. Например, одним из его проявлений может быть отсутствие политики и программ социальной поддержки, которые должны были бы оказать необходимую помощь женщинам в ситуациях насилия и отсутствие которых вынуждает некоторых женщин возвращаться в условия, где они подвергаются насилию.
→ Ориентированные на мужчин социальные структуры и практики социализации учат людей исполнять гендерно-специфические роли, что может повлиять на МНОЖ или стать его причиной.
→ Являясь представителями угнетенной группы — и будучи при этом социализированы в рамках существующих социокультурных идеалов и структур — женщины довольно часто сами оправдывают насилие и осуждают тех, кто ему подвергается.
→ Представителям привилегированных групп бывает трудно увидеть свои привилегии и стоящие за ними структуры. В результате они часто бывают неспособны эффективно распознать, критически оценить и изменить эти структуры в рамках собственных социальных групп.
Ответственность
Ответственность (accountability) — это приверженность принципам и адекватное поведение лиц и организаций, работающих в сфере искоренения и предотвращения МНОЖ, по отношению к группам и организациям по защите прав женщин, к другим движениям за права человека и социальную справедливость, и к целевым группам-обладателям прав, которых они представляют. Ответственное партнерство должно способствовать социальной справедливости, гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин и девочек.
Ответственность — это прежде всего активный и позитивный процесс оказания помощи другим и предотвращения проблем социальной несправедливости, неравенства и насилия. Кроме того, ответственность предполагает меры реагирования в виде привлечения к ответу тех, кто совершает проступки и неправомерные действия.
Для понимания принципов ответственности и их применения в работе по противодействию МНОЖ необходимо следующее:
→ Брать на себя ответственность за собственные действия, осознавая структурный дисбаланс власти посредством систематической саморефлексии как на индивидуальном, так и на организационном уровнях.
→ Осознавать мужские привилегии и использовать привилегированное положение мужчин для решения проблемы гендерного неравенства, вовлекать мужчин в работу по противодействию МНОЖ и реагированию на него, активно поддерживать женщин в их борьбе за гендерное равенство.
→ Приветствовать и принимать конструктивную критику со стороны других акторов, в том числе целевых групп.
→ По возможности привлекать целевые группы к оценке результатов деятельности и проектов организации.
→ Открыто признавать ошибки и случаи недопустимого поведения и проводить их тщательный разбор с возмещением причиненного вреда.
→ Включить принципы ответственности в устав и другие основополагающие документы организации.
Ответственная работа по вовлечению мужчин и мальчиков в продвижение гендерного равенства и противодействие МНОЖ на практике
Ответственность перед движением за права женщин — важнейший компонент работы по вовлечению мужчин и мальчиков в продвижение гендерного равенства и противодействие МНОЖ. Такая работа с мужчинами и мальчиками зародилась в рамках движения за права женщин и с самого начала была построена на принципах феминизма и гендерного равенства. Быть ответственным означает жить и действовать в соответствии с этими принципами, опираясь при принятии решений на интересы женщин и девочек и их право на жизнь, свободную от насилия со стороны мужчин.
Эта ответственность помогает мальчикам и мужчинам жить и действовать, добиваясь перемен в системах, которые мы стремимся преобразовать. Это значит — строить гендерное равенство в повседневной жизни и работе как на индивидуальном, так и на организационном уровне, чтобы деятельность по вовлечению мужчин и мальчиков способствовала расширению прав и возможностей женщин, девочек и представителей других групп, которые подвергаются дискриминации из-за гендерной идентичности.
Ответственность означает критическое осознание своей власти и привилегий и открытость для конструктивной критики. Поэтому она предполагает активное противодействие индивидуальным и институциональным практикам, которые несовместимы с принципами и ценностями гендерного равенства и прав человека, а также, если в прошлом было совершено насилие, признание причиненного ущерба и его возмещение.
На практике ответственность включает в себя следующее:
→ Поскольку работа по вовлечению мужчин и мальчиков касается более привилегированной социальной группы и зачастую в ней участвует значительно больше сотрудников и стажеров/волонтеров-мужчин, чем в работе по поддержке и защите женщин, слова таких мужчин и мальчиков обычно воспринимаются как более весомые. Именно поэтому важно, чтобы представители организаций, работающих с мужчинами и мальчиками, находили в себе смелость публично признавать свои привилегии и заявлять о принципах гендерного равенства и конкретных путях их применения на практике.
→ Для организаций, вовлекающих мужчин и мальчиков в противодействие МНОЖ, разделяющих феминистские ценности и стремящихся продвигать гендерное равенство, очень важно не позиционировать себя для широкой аудитории как «сообщество отцов», «мужской клуб» и т.п. Миссия по продвижению гендерного равенства должна совпадать с реальными ценностями этих организаций и их сотрудников, она должна быть видимой и открыто выраженной не только внутри организации, но и во внешней коммуникации (разумеется, ее следует скорректировать с учетом существующих социально-политических условий).
→ Работу по вовлечению мужчин и мальчиков в продвижение гендерного равенства и противодействие МНОЖ следует вести в тесном сотрудничестве с организациями по защите прав женщин — например, активно запрашивать у них обратную связь и содействовать женскому лидерству в своей организации. Организациям, работающим с мужчинами и мальчиками, также следует приглашать представительниц организаций по правам женщин войти в состав своего совета директоров или других руководящих органов. Важно соблюдать принцип «ничего для нас без нас».
→ Организации, вовлекающие мужчин и мальчиков в продвижение гендерного равенства и противодействие МНОЖ, должны сделать свое сотрудничество с организациями по правам женщин более видимым, особенно в контексте адвокационной работы.
→ Работу с мужчинами и мальчиками по вопросам гендерного равенства и противодействия МНОЖ всегда следует вести во взаимосвязи с целями феминистского движения за права женщин, чтобы избежать риска создания или поощрения еще большего неравенства, и чтобы такая работа никогда не велась в ущерб женщинам и девочкам. Права и безопасность женщин должны быть главной целью и приоритетом такой работы с мужчинами и мальчиками.
Правозащитный подход
Правозащитный подход — это концептуальная основа процесса человеческого развития, опирающаяся на международные стандарты в области прав человека и направленная на поощрение и защиту прав человека. Этот подход интегрирует нормы, стандарты и принципы международной системы прав человека в планы, принципы/ доктрины и процессы развития. Главная цель правозащитного подхода состоит в том,
чтобы дать женщинам, девочкам, мужчинам, мальчикам и людям всех гендеров возможность пользоваться своими правами человека (в качестве обладателей этих прав) и увеличить потенциал тех, кто обязан уважать, поощрять, защищать и осуществлять эти права (в качестве носителей обязательств).
На практике этот подход нередко превращается в поверхностные призывы бороться «за все хорошее против всего плохого», поскольку термин «права человека»
очень широк, и кто именно должен пользоваться этими правами, не уточняется. Например, правозащитный подход нередко ассоциируют только с правом на прозрачные выборы, с правами политзаключенных и военнопленных, а эти права традиционно ассоциируют в основном с мужчинами. Коммуникационная практика активистов свидетельствует о том, что обладатели прав не до конца понимают термин «права человека» и зачастую не связывают его по умолчанию с собственными правами.
Поэтому для применения правозащитного подхода в практической работе по обеспечению гендерного равенства и противодействию МНОЖ необходимо следующее:
→ С помощью оптики доступности/заметности и многообразия уточнять, что правами человека обладают женщины, ЛГБТКИ-персоны, мигранты и т. д., чтобы эти люди понимали, какими правами должны пользоваться и каких в данный момент лишены. На уровне сообщества/общества это позволит повысить уровень понимания проблем прав человека, дискриминации и несправедливости в отношении уязвимых групп и меньшинств, а также разработать практически осуществимые стратегии и инструменты борьбы с нарушениями прав человека.
→ Поскольку в работе по противодействию МНОЖ в центре внимания стоят права именно женщин, случаи нарушения прав женщин следует документировать и активно освещать в коммуникационной, просветительской и адвокационной деятельности.
→ Важной частью работы по обеспечению гендерного равенства и противодействию МНОЖ должны стать регулярные мероприятия по повышению уровня знаний лидеров/ руководства организаций, их сотрудников/стажеров/волонтеров и партнерских организаций/инициатив о международных договорах и стандартах в области прав человека и путях их применения на практике.
→ Вовлечение основных целевых групп, особенно женщин, переживших МНОЖ, и проведение консультаций с ними при планировании мероприятий и программ для них, а также при оценке результатов.
Запрет дискриминации
Запрет дискриминации — это принцип, согласно которому права человека должны осуществляться без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного статуса, такого как инвалидность, возраст, состояние в браке и семейное положение, сексуальная ориентация и гендерная идентичность, состояние здоровья, место жительства, экономическое и социальное положение.
Практическое применение принципа запрета дискриминации означает следующее:
→ При осуществлении каких-либо видов деятельности и стратегий никого нельзя исключать, бойкотировать, лишать внимания или принижать (и напротив, никого нельзя выделять в качестве более значимого, ценного и достойного) по признаку пола, возраста, социально-экономического статуса, сексуальной ориентации, профессионального стажа и т. д.
→ Нулевая терпимость в отношении дискриминации должна стать базовым принципом кадровой политики, этического кодекса и других основных документов, которые направляют и регулируют работу организации/группы.
→ Внешняя коммуникация организации — ее партнерские отношения с другими организациями, просветительские кампании, образовательные программы и адвокационная работа — должны быть основаны на принципе абсолютной нетерпимости ко всем формам дискриминации. Кроме того, этот принцип следует активно транслировать вовне — например, партнерским организациям/инициативам и целевым группам.
Прозрачность
На ОГО возложена обязанность демонстрировать обществу, что их деятельность соответствует заявленным ценностям. Прозрачность требует четких процедур принятия решений и открытых каналов связи между заинтересованными сторонами/целевыми группами и ОГО. Прозрачность защищает от авторитарных решений, нерационального распределения ресурсов и коррупции и тем самым служит важной предпосылкой добросовестного управления. Она помогает укрепить ответственность.
Для обеспечения прозрачности в практической проектной работе по обеспечению гендерного равенства и противодействию МНОЖ необходимо следующее:
→ Открытость в отношении организационных ценностей, целей, миссии и других руководящих принципов, лежащих в основе работы партнерских организаций.
→ Ясно сформулированные правила коммуникации (как внутренней, так и внешней), принятия решений, а также процессов оценки деятельности.
→ Обеспечение доступа партнерских организаций к информации о деятельности друг друга на этапе запуска проекта, в ходе его реализации и наконец, при оценке полученных результатов. Исключением является информация о клиентах организаций и их конкретных случаях.
→ Создание условий для совместного анализа (и взаимного информирования) относительно того, как планы и мероприятия каждой партнерской организации соотносятся с общей миссией проекта, повесткой в области гендерного равенства, а также с текущим социально-экономическим и политическим контекстом — например, посредством регулярных процессов мониторинга и сбора результатов (outcome harvesting). Это поможет скорректировать планы и построить открытое и основанное на доверии горизонтальное взаимодействие между партнерскими организациями, а также своевременно заметить и эффективно предупредить появление «слепых зон».
Участие и представительство
Участие — это возможность для обладателей прав (первичных целевых групп) активно внести свой вклад в процессы планирования, осуществления и оценки деятельности, которая их касается.
Это также означает возможность участия в работе, актуальной для продвижения миссии и ценностей организации/группы всех ее представителей.
В практическом плане участие включает в себя:
→ Взаимодействие на равной основе со всеми, кто состоит в данной группе/организации.
→ Доступ ко всей необходимой информации о проводимой работе.
→ Возможность давать обратную связь о деятельности организации — такая возможность должна быть как у партнеров/коллег, так и у обладателей прав (первичных целевых групп).
→ Участие в процессах принятия решений.
Вместо формирования и продвижения одного конкретного подхода, концепция «управления на основе участия» предполагает совокупность различных идей. Оно дает возможность ОГО повысить свою эффективность. Оно необходимо для укрепления мотивации и уверенности в своих силах у граждан и групп, вовлеченных в противодействие МНОЖ, и является одним из основных элементов правозащитных подходов, направленных на устранение маргинализации и дискриминации в отношении женщин, девочек и людей всех гендеров.
Представительство — очень важный принцип, согласно которому представитель группы или сообщества (иногда назначенный этой группой или сообществом) может выражать опыт и интересы группы/сообщества. Важно отметить, что представительство (выражение мнения по праву принадлежности к группе/сообществу) не идентично профессиональному опыту (выражение мнения на основе собственных знаний и компетентности в определенной области/определенном вопросе), поэтому важно не путать эти форматы и не оценивать один по стандартам другого. У этих форматов разные цели и задачи.
Практическое применение принципа представительства на практике подразумевает следующее:
→ Представительство должно быть основано на принципах гендерного равенства и запрета дискриминации.
→ Гендерный баланс — ключевой фактор представительства женщин и мужчин в процессах принятия решений в ОГО и других группах, участвующих в движении против МНОЖ.
→ Важно выявлять и предотвращать неправомерное присвоение права представлять группу в ситуации, когда один и тот же статусный член группы всегда действует от ее имени без каких-либо разумных оснований, но исключительно в силу своего привилегированного положения (возраст, гендер, руководящая должность, авторитет, принадлежность к каким-либо структурам и т. д.).
Сбалансированное представительство призвано повысить устойчивость деятельности и инициатив по продвижению гендерного равенства, искоренению и предупреждению МНОЖ.
Сексуальное многообразие и сексуальные и репродуктивные права
Как сексуальное многообразие, так и сексуальные права подразумевают возможность проявления сексуальной свободы в той мере, в какой это не ведет к принуждению и насилию.
Сексуальное многообразие означает, что каждый человек имеет право вести здоровую, приносящую удовольствие сексуальную жизнь и реализовывать свою сексуальность позитивным и безопасным способом без принуждения, дискриминации и насилия.
На практике это значит, что термин «сексуальное многообразие» относится, например, к ЛГБТКИ-персонам и их взаимоотношениям, полиаморным союзам и т.д., но не относится к проституции, порнографии и другим формам сексуализированной эксплуатации. Также данный термин не относится к псевдо-добровольным сексуальным отношениям между взрослыми и несовершеннолетними.
Сексуальные права основаны на применении существующих прав человека к сфере сексуальности и сексуального здоровья.
К сексуальным и репродуктивным правам относятся следующие:
→ право каждого человека распоряжаться собственным телом и собственной сексуальностью;
→ право не вступать в брак по принуждению;
→ право не подвергаться калечащим операциям на половых органах;
→ право на свободное от дискриминации обращение в вопросах полового влечения, половой активности, партнерства или брака, беременности и родов.
У женщин и девочек нередко ограничена возможность реализации сексуальных прав — более того, часто они полностью лишены сексуальных прав. Попытки контролировать сексуальность женщин и девочек приводят к многочисленным нарушениям прав человека в их повседневной жизни, включая различные формы МНОЖ и ограничения в таких сферах, как мобильность, одежда, образование, занятость и участие в общественной жизни.
Чтобы уделять достаточное внимание сексуальным и репродуктивным правам женщин в практической работе по противодействию МНОЖ, необходимо следующее:
→ Сексуальные и репродуктивные права следует рассматривать как права человека, и поэтому любое нарушение сексуальных и репродуктивных прав нужно воспринимать и трактовать как нарушение прав человека.
→ Ни секс, ни рождение детей не должны рассматриваться как фундаментальная обязанность или как основное право человека, которое можно удовлетворять за счет другого человека.
→ Брачные или интимные партнерские отношения не дают партнерам разрешение использовать тело друг друга. Поэтому когда женщину склоняют к оказанию сексуальных услуг мужу/партнеру, это должно рассматриваться не как исполнение ее долга, а как изнасилование в браке/близких отношениях.
→ Такие действия, как покупка женского тела и посредничество при такой покупке (так называемая «секс-торговля»), принудительный аборт или отказ производить аборт, принудительная беременность, а также покупка услуг суррогатного материнства, противоречат и препятствуют адекватному осуществлению сексуальных и репродуктивных прав женщин.
Несмотря на существование многочисленных международных договоров по правам человека, люди, которые не соответствуют гендерным и/или сексуальным ожиданиям, подвергаются стигматизации и насилию. Как и гетеросексуалы, лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендерные люди имеют те же права, что любой другой человек. Причиняющие вред ожидания в отношении пола и сексуальности порой порождаются национальными законами и государственной политикой. Такие законы необходимо менять для того, чтобы были защищены права всех людей, независимо от их сексуальности и гендерной идентичности. Сексуальные права служат предпосылкой равенства и справедливости.