Глобальная секс-индустрия за последние двадцать лет претерпела огромные изменения — в коммерческой сексуализированной эксплуатации стремительно осваиваются цифровые форматы.
Говоря о вебкам-индустрии, достаточно часто мы встречаем общественные представления о легкости, доступности и безопасности данной формы заработка. Вебкаминг преподносится как «работа» с гибким графиком, не требующая никаких специфических знаний и навыков, ориентированная на высокий зарубежный спрос и способствующая сексуальному раскрепощению. Вебкам-студии привлекают будущих моделей обещанием высокого дохода — например, студия в Москве анонсирует месячную зарплату 100 000 рублей, что в полтора раза выше городской медианной зарплаты и в 3 раза выше общероссийской. Помимо привлекательных базовых условий, акцентируются и дополнительные льготы, такие как роскошный отдых, эстетические услуги, имиджмейкинг и помощь в продвижении на рынке. Одна из российских студий рекламирует вакансии так: «Модели с 3-5 годами опыта успешно открывают собственный бизнес, выходят замуж за иностранцев, растут по карьерной лестнице». Также бытует мнение, что эта сфера свободна от насилия и злоупотреблений, прежде всего из-за бесконтактного общения с пользователями. Более того, с 2020 года веб-каммоделинг позиционируется как удобное финансовое подспорье в условиях долгосрочных последствий пандемии COVID-19, связанных с ростом безработицы и с ограничениями возможностей очной трудовой деятельности. Учитывая обещания, которые дают вебкам-студии, интерес к этой сфере не удивителен.
В то же время вебкам-индустрия, все еще малоизученная в мире и в России, демонстрирует ряд настораживающих особенностей, сближающих ее с торговлей людьми в узком смысле и с «классическими» видами трудовой и сексуализированной эксплуатации.
Для этих сфер характерной является реклама туманных вакансий с гипертрофированным описанием многочисленных бонусов за легкий и увлекательный труд, нередко за границей либо ориентированный на клиентов из-за рубежа, фиктивные договора найма и/ или акцент на неформальных соглашениях «из лучших побуждений». Часто встречается быстрая и безвозмездная (или очень дешевая) «помощь» новичкам на старте — с жильем, одеждой и инструментами, раскруткой и т. п. — для укрепления их позиции должников по отношению к «благодетелям». И более того, узнаваемой чертой обеих этих сфер является личностно-ориентированный рекрутинг через сайты знакомств и социальные сети, через дружеские и партнерские связи, а также надбавки и премии за вовлечение новых людей.
