«Скуадра Адзурра» в серии пенальти обыграла сборную Англии. Большие футбольные соревнования всегда привлекают много внимания, а вместе с ними — и спонсорские деньги. Такие чемпионаты как «Евро» иногда превращаются в площадку для обсуждения важных социальных проблем — так было, например, две недели назад, когда в Венгрии приняли закон о «запрете гей-пропаганды», списанный с его российского аналога. Но важно говорить и о другой проблеме. Во время массовых футбольных праздников многим женщинам совсем не весело: именно в это время растёт число случаев домашнего насилия.
Три года назад Россия принимала Чемпионат мира по футболу. Сборная Англии тогда заняла четвёртое место — и англичане, будучи очень преданными фанатами — заметно расстроились: их сборная не проходила дальше полуфинала с 1966 года. Накануне очередной игры Национальный центр Великобритании по борьбе с домашним насилием опубликовал кампанию по противодействию домашнему насилию: на постере изображена женщина с кровью, которая вырисовывает на лице крест Святого Георгия, флаг Англии. «Если Англию побили, то и её тоже», — гласит подпись к нему.
Кампания центра подчёркивала грустный факт: когда английская сборная играет в футбол, число случаев домашнего насилия увеличивается больше чем на четверть (26%). Хуже становится, когда футболисты проигрывают: тогда мужья бьют своих жён на 38% чаще. Угроза сохраняется даже спустя сутки — причём неважно, выиграла или проиграла национальная команда. Подобная статистика собирается не только по Англии, но и по другим регионам Великобритании, где футбол любят не меньше. Есть данные о росте домашнего насилия и в других странах — например, в Австралии во время национальных матчей по регби домашнее насилие возрастает примерно на 40%. То же самое происходит в США и Канаде.
О том, что в дни больших спортивных мероприятий увеличивается число преступлений, известно давно, но подробно эта тема изучается не больше десяти лет. Авторы исследования 2011 года выясняют, как на рост числа случаев применения силы влияет результат игры. Если проигрыш огорчал очень сильно (например, если матч был домашний или окончился разгромным счётом), то он повышал вероятность насилия на 10%. Если проигрыш был ожидаемым, то такой результат почти не влиял на статистику. Риск домашнего насилия в случае выигрыша, как предполагают авторы, тоже будет меньше, чем в случае проигрыша.
При этом очевидно, что спорт — и, в частности, футбол — не могут быть причинами домашнего насилия: здравый смысл и эксперты подсказывают, что между ними не существует причинно-следственной связи. Однако спортивные матчи связаны с потреблением алкоголя, а связь между алкогольным опьянением и агрессивным поведением подтверждена научно. Повышенное или даже чрезмерное употребление алкогольных напитков часто происходит именно в дни важных спортивных (в частности, футбольных) мероприятий — например, в день, когда во время Чемпионата мира 2018 года Англия выиграла у Швеции, английские больницы зафиксировали рекордное число алкогольных отравлений. Британская ассоциация пивоваров и пабов (British Beer and Pub Association, BBPA) предсказывала, что во время полуфинала «Евро — 2020», где сборная Англии встречалась со сборной Дании, в местных питейных заведениях будут продавать 50 тысяч пинт пива в минуту, а всего за день — больше десяти миллионов пинт (примерно пять миллионов литров. — Прим. ред.).

Связь между потреблением алкоголя во время футбольных матчей и ростом случаев домашнего насилия выводят авторы масштабного исследования 2021 года, которое было опубликовано всего неделю назад. При подготовке они изучали все случаи домашнего насилия с 2012 по 2019 год в графстве Манчестер, которых оказалось больше 500 тысяч (в Манчестере находятся два важнейших футбольных клуба Английской премьер-лиги, «Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити». — Прим. ред.) Исследование показало, что за два часа до игры число обращений снижается на пять процентов, но растёт с началом игры и достигает своего пика через десять часов после старта. При этом финальный счёт не оказал существенного влияния на число случаев домашнего насилия.
Авторы исследования также обнаружили связь между потреблением алкоголя и применением силы в партнёрских отношениях. «Эти результаты показывают, что спортивные мероприятия вызывают домашнее насилие не сами по себе, а скорее из-за чрезмерного употребления алкоголя, которое обычно следует за ними», — говорит соавторка исследования и преподавательница политической экономии в Оксфордском университете Риа Ивандич.
При этом в этом исследовании обнаружили ещё одну важную закономерность: чем раньше начиналась игра, тем больше случаев домашнего насилия фиксировали на горячих линиях. Эту связь объясняют так: если игра начинается до или сразу после обеда, то у болельщиков появляется больше времени для алкоголя, что, в свою очередь, и приводит к всплеску домашнего насилия. Бороться с ним предлагают двумя путями, первый — ставить игры максимально поздно. Однако с таким решением могли не соглашаться правоохранительные органы, ведь чем раньше закончится матч, тем быстрее закончится их работа. «Так мы заменяем видимое преступление невидимым, — отмечает соавтор исследования Том Кирхмайер. — Меньше преступлений на стадионе и больше — дома».
Второе решение — ограничивать продажу алкогольных напитков во время игры (и, что даже важнее, после финального свистка). Однако и оно вряд ли возможно хоть в какой-то перспективе: футбол и алкоголь — в частности, пиво — связаны очень крепко. Компании-производители спонсируют крупные чемпионаты, и их руководство не откажется от спонсорских денег. Например, накануне «Чемпионата мира — 2014» в Бразилии ФИФА лоббировала изменение местного закона, который ограничивал продажу алкоголя. «Алкогольные напитки — часть „Чемпионата мира“, поэтому они будут у нас, — заявил тогда секретарь ФИФА Жером Вальке. — Простите, если прозвучу высокомерно, но мы не будем торговаться». А вице-президент компании Carlsberg Том Морадпур говорил, что «Чемпионат Европы — 2012» оказался для них лучшей инвестицией. «У нас увеличились продажи, освещение в медиа», — сказал он.

При этом справедливо будет заметить, что многие пострадавшие от домашнего насилия во время футбольных матчей рассказывают, что сталкиваются с ним и в те дни, когда важных футбольных матчей нет. Исполнительный директор профильной благотворительной организации Refuge Сандра Хорли считает, что горячительные напитки — не причина, а оправдание насилия. «Даже когда чемпионат мира заканчивается, мы должны помнить, что женщины подвергаются насилию и жестокому обращению со стороны своих партнёров каждый день, а не только когда футбол показывают по телевизору», — цитирует её BBC. Ситуация осложняется непростым социально-экономическим фоном из-за пандемии COVID-19 — например, в одной только Великобритании за прошлый год число обратившихся за помощью женщин выросло на 65%. Но всё это, считает Хорли, не даёт оснований снимать ответственность с автора насилия и перекладывать её на алкоголь.
Благотворительные организации предлагают решить эту проблему массовыми кампаниями. Одну из них, «Футбол против домашнего насилия» (Football Against Domestic Violence) запустила британская Women’s Aid: эксперты НКО работают с футболистами, менеджерами футбольных клубов и футбольными чиновниками и фанатами, чтобы объяснить простой тезис: домашнее насилие неприемлемо ни в каком случае. Своя защитная программа #SafeHome теперь есть даже у ФИФА: футбольная ассоциация запустила её в мае прошлого года вместе с Европейской комиссией и ВОЗ.
Основательница ещё одного центра поддержки женщин Chayn Гера Хуссейн считает, что искоренить проблему домашнего насилия должны звёзды футбола. «Десять лет назад оскорбления, связанные с этничностью футболистов, были допустимы, а теперь с ними борются в футбольных клубах. Нам нужна аналогичная стратегия, когда речь идёт о домашнем насилии. Безрассудство, ссоры, пьянство: всё должно прекратиться. Женщины и дети заслуживают этого».
В России нет никакой статистики о том, что происходит с домашним насилием во время важных футбольных матчей — как нет и поводов думать, что ситуация хоть сколько-нибудь лучше. В РФ до сих пор не принят закон против домашнего насилия, с которым сталкивается каждая четвёртая женщина и от которого погибают две трети убитых в стране женщин. Директор центра «Насилию.нет» Анна Ривина говорит, что не располагает такой информацией и её организация — и добавляет, что такими данными может владеть или государство, или большие профильные НКО.
Директорка Кризисного центра для женщин «ИНГО» в Санкт-Петербурге Елена Болюбах рассказывает, что количество обращений как по телефону доверия, так и в онлайн-приемную держится на стабильно высоком уровне — и массовые мероприятия вместе с праздниками увеличивают риски как партнёрского насилия, так и сексуализированного. «Конечно, было бы здорово, если бы в период активной рекламы мероприятий „Евро — 2020“, усиливались бы кампании, призванные информировать о возможностях получения помощи в кризисных центрах», — говорит она.
Антон Данилов